Photoshop и Pixelmator: правила и ошибки при создании монтажа

14 июня 2010 - 08:20

Photoshop и Pixelmator: правила и ошибки при создании монтажа
Под монтажом мы будем понимать реалистичное изображение, составленное из набора фрагментов. Чтобы добиться правдоподобности, необходимо правильно подобрать фрагменты и провести дополнительную работу для подгонки фрагментов друг к другу. В этой статье рассмотрим основные правила для создания монтажа и некоторые типичные ошибки, возникающие у новичков. Работать с популярными Adobe Photoshop и Pixelmator.

Правила создания монтажа

Прежде чем приступить к монтажу, необходимо подобрать исходные изображения. Поэтому в процессе подбора фрагментов придерживайтесь двух правил.

  1. Для монтажа используйте изображения одного ракурса! Например, вы не добьетесь реалистичности при монтировании чашки, которая сфотографирована сбоку, на стол, снятый сверху. В данном случае оба изображения должны быть сняты сверху или сбоку. Так в верхней части на картинке ниже приведены изображения, подходящие друг к другу по ракурсу, а в нижней части рисунка изображения не подходят друг к другу: стол снят сверху, а чашка сбоку.
  2. Чтобы не потерять качества фрагментов, старайтесь подбирать исходные изображения с одним разрешением. Если разрешения разные, то перед монтажом приведите все изображения к самому низкому разрешению. В обоих приложениях Photoshop и Pixelmator изменение разрешения осуществляется в диалоговом окне Image Size, которое вызывается одноименной командой из меню Image.

Когда все исходные изображения подобраны, соблюдайте приведенные ниже правила для подгонки фрагментов друг к другу.

  1. По причине потери качества уменьшайте размеры фрагментов, чтобы они были соразмерны самому маленькому, а не увеличивайте до самого большого. На левой части картинки ниже, изображение яхты было увеличено, в результате чего оно потеряло качество и стало размытым. А на правой части рисунка изображение волны было уменьшено, что позволило сохранить качество фрагментам. Для изменения размеров фрагмента используется режим свободной трансформации:
    • в Photoshop вызывается комбинацией клавиш Command ⌘ + T;
    • в Pixelmator используются горячие клавиши Command ⌘ + F.

    Для выхода из этого режима необходимо нажать клавишу Return. Не забывайте, что для пропорционального изменения размеров фрагмента следует удерживать клавишу Shift ⇧.

    Пример фрагмента, который утратил качество в связи с увеличением его размера

  2. Перед тем как провести вырезание фрагмента из изображения растушевывайте границы области выделения, чтобы смягчить контур монтируемого объекта. Растушевку следует проводить на небольшое число пикселов, достаточно 1-3 пиксела (в зависимости от разрешения: чем больше разрешение, тем больше величина растушевки). Растушевка настраивается в диалоговом окне, которое вызывается:
    • в Photoshop командой Select → Modify → Feather или комбинацией клавиш Shift ⇧ + F6;.
    • в Pixelmator командой Edit → Refine Selection (ползунок Feather) или комбинацией клавиш Option ⌥ + Command ⌘ + R.
  3. При переносе вырезанного изображения на фон в другом документе или при создании какого-нибудь цветного фона в текущем документе часто у объекта возникает кайма, состоящая из пикселов старого фона. Для ее быстрого удаления можно воспользоваться следующими приемами.
    • В Photoshop удобно использовать команду Layer → Matting → Defringe, как правило, значения заданного по умолчанию (равно единице) достаточно, но его можно увеличить;
    • В Pixelmator можно воспользоваться таким способом. Выделить волшебной палочкой область вне объекта, затем вызвать диалоговое окно Refine Selection. С помощью ползунков Size, Feather и Smooth увеличить, растушевать и при необходимости сгладить выделение. Когда выделение будет отредактировано, очистить его клавишей Delete.
  4. Все фрагменты монтажа должны иметь одинаковое освещение. Например, если один фрагмент освещен слева, а остальные справа, то монтаж выглядит нереалистичным. Для изменения освещения используйте следующие инструменты.
    • В Photoshop для простых ситуаций изменения освещения применяются инструменты Burn и Dodge, а также инструменты тоновой коррекции для предварительно выделенных частей изображения, в сложных случаях — фильтр Lighting Effects, расположенный в группе фильтров Render.
    • В Pixelmator изменение освещения возможно только с помощью инструментов тоновой коррекции: Levels, Curves, Exposure и Brightness and Contrast.
  5. При переносе объекта в другое окружение дорисовывайте тень, если объект монтируется на непрозрачную поверхность, или отражение, если объект монтируется на гладь воды или отражающую поверхность. Иначе будет казаться, что объект висит в воздухе. Согласитесь, что в монтаже на фотографии ниже без тени изображение синицы выглядело бы неестественно.
  6. Если вы рисуете отражение или тень, то обязательно уменьшайте непрозрачность слоя или изменяйте его режим наложения, иначе монтаж будет выглядеть неправдоподобно. Так, например, на самом первом рисунке значение непрозрачности для отражения уменьшено до 20% с режимом наложения Normal, а на третьей картинке для тени установлен режим наложения Multiply с непрозрачностью 90%.
  7. Все внедряемые фрагменты должны подходить друг к другу по цвету. Для цветовой подгонки используются инструменты цветовой коррекции, например, диалоговое окно Color Balance или Hue/Saturation, которые содержатся в обоих графических редакторах.

Ошибки при монтаже

Ошибки при фотомонтаже возникают из-за несоблюдения правил его создания, которые были перечислены выше. Ниже приведем несколько примеров монтажей, содержащих ошибки.

  1. Внедрение слишком большого количества объектов в изображение. Не перегружайте монтаж фрагментами, помните, что каждый лишний объект отвлекает зрителя от сути монтажа!
  2. Несоответствие размеров фрагментов. Все фрагменты должны быть соразмерны! Например, на рисунке ниже в монтаже, расположенном слева, размер цветка не соответствует размеру вазы. Он очень мал. Известно, что лилия имеет достаточно крупное соцветие, поэтому монтаж, расположенный в правой части картинки, выглядит правдоподобнее.
  3. Неправильное использование тени. Если вы дорисовываете тень, то ее направление должно совпадать с направлением теней остальных объектов. На картинке ниже деревья отбрасывают тень вправо, поэтому и нарисованная тень должна быть расположена справа от изображения девушки. В первом монтаже тень вовсе отсутствует, а во втором тень дорисована в другую сторону. Нижний монтаж имитирует правдоподобное расположение тени.

    Примеры ошибок и правдоподобного расположения тени у внедренного объекта

  4. Стекло не является полностью прозрачным. Существует ошибочное мнение, что стекло полностью прозрачно и поэтому невидимо! Его видно из-за загрязнений на поверхности, отражаемых бликов и предметов. Сравните два монтажа, приведенных на изображении ниже. В расположенном слева монтаже возникает ощущение, что стекла вообще нет в раме, а монтаж, находящийся справа, имитирует стекло за счет полупрозрачной заливки и созданных отражений.

    Пример ошибочного монтажа, в котором стекло полностью прозрачно (слева), и имитации стекла в окне (справа)

  5. Разная перспектива у разных объектов. Разной перспективы быть не может у предметов, на которые направлен взгляд из одной точки. Так, например, на изображении ниже монтаж, расположенный слева, содержит ошибку в перспективе. А в монтаже справа эта ошибка исправлена.

    Пример монтажа, содержащего ошибку в перспективе (слева), и монтажа с исправленной ошибкой (справа)

Ошибки при работе с текстом

Если вы решили добавить текст в вашу работу, то необходимо соблюсти одно и самое главное правило — внедренный текст должен быть читабельным! Ниже рассмотрим случаи, в которых применяемые эффекты препятствуют хорошей читаемости текста.

  1. При выборе красивого шрифта проверяйте каждый символ введенной фразы. Если возникают затруднения при прочтении отдельных букв фразы, то от такого шрифта лучше отказаться. На картинке ниже приведен текст, созданный шрифтом DS Cyrillic. Обратите внимание на то, что буквы «н» и «и» почти не различаются, буква «а» похожа на «я», а о наличии буквы «я» можно только догадываться. Хотя слова «шрифт» и «хорошо» легко можно прочитать, поэтому, возможно, для другой фразы использование данного шрифта будет удачнее.

    Пример шрифта, который не годится для использования в данной фразе

  2. Очень часто к тексту применяется эффект тени. Помните, что тень, примененная к мелким символам, затрудняет их читаемость.
  3. При выборе цвета текста добивайтесь хорошей читаемости. Например, светлый текст на светлом фоне или темный текст на темном фоне будет плохо читаться. Сравните два изображения на рисунке ниже. На изображении, расположенном слева, текст почти сливается с фоном, что затрудняет его читаемость. В данном случае читаемость текста можно улучшить, осветлив буквы или сделав фон немного светлее. Также при желании оставить цвет текста черным можно добавить к текстовым слоям стиль Внешнее свечение (Outer Glow) или Обводка (Stroke), чтобы светлая окантовка вокруг символов улучшила читаемость. На изображении справа темный цвет текста на светлом фоне читается значительно лучше.

    На изображении слева цвет текста выбран неудачно

  4. При написании больших объемов текста лучше использовать темный цвет текста на светлом фоне! Светлый текст на темном фоне лучше использовать в коротких фразах, иначе глаза человека быстро устанут, и он просто откажется читать вашу работу. Эта ошибка часто встречается на web-страницах, когда большие объемы текстовой информации написаны светлыми буквами на темном или черном фоне.

Даже при хорошо читаемом тексте вас могут подстерегать ошибки содержательного характера:

  1. Стиль выбранного шрифта должен соответствовать теме вашей работы. Массивные прямые буквы хорошо подходят для серьезного текста, а тонкие буквы с вензелями — для легкого, забавного и шуточного текста. Так, например, на рисунке ниже для заголовка «школа балета» удачнее выбран шрифт Alexandra Script, расположенный снизу. В то же время шрифт DS Kork, расположенный сверху, удачнее подошел бы, например, для заголовка текста о средневековых рыцарях.

    Пример неудачно подобранного стиля шрифта (сверху) и шрифта, соответствующего смыслу фразы (снизу)

  2. Текстовый эффект должен соответствовать смыслу фразы. Например, для слова «хрусталь» эффект золота, представленный ниже, совсем не подходит.
  3. Одна работа не должна содержать большое количество разных стилей шрифтов. Достаточно использовать один-два стиля, иначе их большое разнообразие будет раздражать, что приведет к негативному отношению к вашей работе.