Стив Джобс о Apple, Adobe и Flash

29 апреля 2010 - 14:49

Пару часов назад на сайте Apple появилось обращение Стива Джобса под названием «Thoughts on Flash» или говоря по-русски «Мысли о Flash», в котором Джобс рассказывает о непростых отношениях Apple и Adobe, а так же технологии Flash. Достаточно вольный перевод обращения главы Apple под катом.


Apple и Adobe работают вместе очень давно. На самом деле, наши отношения начались во времена когда Adobe только начинала разрабатывать программное обеспечение. Мы были первым большим клиентом Адоби, первыми приняли их язык Postscript для нашего LaserWriter. В свое время Эппл инвестировала в Adobe и держит 20% акции компании. Мы всегда работали в тесном сотрудничестве, Adobe была на передовых в компьютерной верстке, а мы рядом и это были отличные времена.

После этого «золотого века» компании отдалились друг от друга. Тем не менее сегодня мы сотрудничаем ради наших пользователей, которые покупают более половины продуктов Adobe Creative Suite. Кроме этого у компаний есть еще ряд общих интересов.

Это обращение предназначается пользователям и критикам. Я хотел бы, чтобы эти люди смогли понять почему мы не разрешаем Flash на iPhone, iPod и iPad. В Adobe утверждают, что App Store закрытая система, а флэш открыт и оснований в отказе флэшу у Эппл нет. Но все совсем наоборот, позвольте объяснить.

Во-первых, «открытость».

Flash полностью принадлежит Adobe, на 100%. И технологию распространяет сама Adobe. Да, флэш широко доступен, но принадлежит одной компании и по определению не может быть открытым, это закрытая система.

У Apple так же есть много проприетарных и запатентованных технологий. Хотя операционная система для iPhone, iPod и iPad является собственностью компании, мы твердо верим, что все стандарты, относящиеся к сети интернет, должны быть открыты. Вместо того чтобы использовать Flash, Apple приняла HTML5, CSS и JavaScript — все открытые стандарты. Мобильные устройства Apple испольуют эти технологии с высокой эффективностью. HTML5, новый стандарт сети, который был принят не только Apple, но и Google и многими другими компаниями, позволяет веб-разработчикам создавать передовые графику, типографику, анимацию и многое другое, не полагаясь на софт третьих сторон, а именно подключаемые модули браузера (например, Flash). HTML5 является полностью открытым и контролируется комитетом по стандартам, в работе которого Apple так же принимает участие.

Apple так же сама создает новые открытые технологии для интернета. Например, Apple начала с небольшого проекта с открытым исходным кодом и создала WebKit — один из лучших движков, поддерживающий HTML5 рендеринг. WebKit используется в нашем браузере Safari и получил широкое распространение в продуктах других компаний. Google использует его для браузера Android, Palm так же использует движок, Nokia и RIM (Blackberry) тоже работают с WebKit. Почти каждый мобильный веб-браузер использует WebKit, кроме смартфонов на системах Microsoft. Создав WebKit и открыв его, Apple установила стандарт для мобильных браузеров.

Во-вторых, «вся сеть».

Adobe заявляет, что без поддержки Flash устройствами Apple пользователи не смогут получить доступ к всем сайтам, потому что 75% видео в интернете работает через Flash. Но почему-то Adobe умалчивает о том, что видео доступно так же в H.264 и поддерживается в iPhone, iPod и iPad. По статистике более 40% видео в интернете — это YouTube. Добавьте к этому видео с Vimeo, Netflix, Facebook, ABC, CBS, CNN, MSNBC, Fox News, ESPN, NPR, New York Times, The Wall Street Journal, Sports Illustrated, People, National Geographic и многих других ресурсов. На них наши пользователи так же могут смотреть видео.

Другое дело, когда Адоби говорит о недоступности флэш-игр на устройствах. Здесь они правы, но к счастью в App Store есть более 50 тысяч игр и большинство из них бесплатные.

В-третьих, есть надежность, безопасность и производительность.

В 2009 году Symantec назвал флэш одной из самых небезопасных технологий. Так же мы знаем, что компьютеры Mac имеют немало проблем с Flash. Мы работаем с Адоби над их решением, но они сохраняются уже не первый год. Мы не хотим, чтобы те же самые проблемы были и на iPhone, iPod и iPad.

Мы просили Adobe показать нам эффективный, производительный флэш на мобильных устройствах. Сначала они обещали показать флэш в начале 2009 года, потом перенесли на вторую половину 2009, после этого перенесли на начало 2010 года, а недавно заявили о второй половине 2010 года. Да, все-таки они наверное сделают это, когда-нибудь…

В-четвёртых, емкость аккумулятора.

Для достижения длительного времени автономной работы при воспроизведении видео, мобильные устройства должны декодировать видео аппаратно. Программное декодирование использует в плане потребления энергии не эффективно. Многие из чипов, используемых в современных мобильных устройствах содержат декодер H.264, который является промышленным стандартом и используется в каждом DVD Blu-ray и принят Apple, Google (YouTube), Vimeo, Netflix и многими другими компаниями.

Хотя Flash недавно обзавелся поддержкой H.264, видео практически на всех сайтах в настоящее время требует старой версии декодера, который не реализован в чипах и должен быть запущен в программно. Разница налицо: на iPhone, например, H.264 видео воспроизведится до 10 часов, а видео декодируемое программно играет менее 5 часов.

Когда сайты перекодируют видео, используя H.264, они смогут предложить данный контент и без использования Flash. Видео будет доступно в Safari от Apple и Chrome от Google без каких-либо плагинов, а так же на iPhone, iPod и iPad.

В-пятых, есть Touch.

Flash предназначен для компьютеров с использованием мыши, а не для сенсорных экранов. Например, многие веб-сайты использующие Flash, имеют элементы реагирующие на указатель мыши. Революционной сенсорный интерфейс от Apple не использует мышь. Большинство Flash-сайтов должны быть переписаны для поддержки сенсорных устройств. Если разработчикам придется переписать свои Flash веб-сайты, почему бы им не использовать современные технологии, такие как HTML5, CSS и JavaScript?

Даже если iPhone, iPod и iPad будут поддерживать Flash, это не решит проблему и большинство Flash сайтов должны быть переписаны для поддержки сенсорных устройств.

В-шестых, самая важная причина.

Тот факт, что флэш является закрытой и проприетарной технологией, имеет серьезные недостатки технического характера. Мы обсудили недостатки использования Flash для воспроизведения видео и интерактивного контента с веб-сайтов.

Мы знаем из печального опыта, что если позволим третьим сторонам «вклиниться» между платформой и разработчиком, в конечном итоге это будет препятствовать укреплению и прогрессу платформы. Если разработчики начинают работать за инструментариями третьих сторон и начинают от них зависеть, то это слабость всей платформы. Компания может развивать инструментарий, но она так же может поставить крест на своей разработке тем самым нанеся ущерб платформе.

Adobe предлагает разработчикам инструментарий для кросс-платформенной разработки. И не потому что данный инструмент предназначен для разработки хороших программ для iPad, iPod и iPhone, а для того, чтобы позволить разработчикам создавать программы для разных платформ. Не самые качественные программы. Ближайший пример, это Mac OS X. Adobe только спустя 10 лет выпустила Creative Suite переписанный на родной для OS X Cocoa. Adobe сделала это позже всех крупных разработчиков софта для Mac.

Наша мотивация проста — мы хотим предоставить самые передовые и инновационные возможности для наших разработчиков, и мы хотим, чтобы они создавали лучшие приложения, лучшие в мире. Мы хотим постоянно улучшать платформу, так чтобы разработчики могли создать еще более удивительные, мощные, интересные и полезные приложения. От этого выигрывают все — мы продаем больше устройств, потому что мы предлагаем лучшие приложения. Разработчики получают более широкую аудиторию и клиентскую базу, а пользователи постоянно в восторге от большого выбора среди качественных приложений.

Выводы.

Flash был создан в эпоху PC — для компьютеров и мышей. Flash является успешным бизнесом для Adobe, и мы можем понять, почему они хотят продвигать его везде. Но в мобильном сегменте, где устройства малопроизводительны и популярны открытые веб-стандарты — Flash отстает.

Сегодня многие СМИ предлагают свой контент для мобильных устройств Apple в формате, не требующем Flash. И 200 тысяч приложений в App Store доказывают, что Flash не является необходимым условием для десятков тысяч разработчиков для создания насыщенных графикой приложений, включая игры.

Новые открытые стандарты, созданные в эпоху мобильных устройств, такие как HTML5 победят (и на десктопах тоже). Может быть, Adobe лучше уделять больше внимания созданию новых инструментов для HTML5, чем критиковать Apple.