Заглянем внутрь новых MacBook: FireWire, USB и чипсет NVIDIA

22 октября 2008 - 19:31

Внутренности новых MacBookНовые модели MacBook и MacBook Pro содержат больше инноваций, чем просто новый дизайн корпуса, улучшенная графика и больший доступ к жёсткому диску. Вот обзор некоторых деталей FireWire, USB и нового чипсета NVIDIA, который стал заменой набора микросхем от Intel.

FireWire

Поддержка порта FireWire есть только в MacBook Pro. Он поддерживает более быстрый стандарт FW800 (800Мбит/с), который обратно совместим с оригинальным FW400 (400Мбит/с). Порт FW800 работает с рядом устройств, которые поддерживают скорость передачи данных 400 или 800Мбит/с. Передача данных между устройствами через шину осуществляется на максимальной скорости, поддерживаемой устройством. Порт FireWire не замедляет всю шину, подстраиваясь под самое медленное подсоединённое устройство.

Полное отсутствие FireWire в стандартном 13-ти дюймовом MacBook означает, что ноутбук не может быть использован в режиме Target Disk Mode, так как стандарт USB не имеет достаточных возможностей для поддержки такой системы. Это также означает, что пользователям MacBook придётся использовать приложение Migration Assistant, построенное для работы с Ethernet-разъёмом. Эта утилита разрабатывалась специально под MacBook Air, чтобы его пользователи имели возможность импортировать файлы и настройки с другой системы. Однако, в случае с MacBook такой процесс будет происходить значительно быстрее благодаря тому, что он поддерживает стандарт Gigabit Ethernet, а MacBook Air ограничен скоростью 10/100 Fast Ethernet. “Из коробки” Air поддерживает только импорт файлов со старого Mac путём использования Migration Assistant через беспроводную сеть. Многие обозреватели сообщают, что передача данных таким способом очень медленная и проблематичная.

Gigabit Ethernet (1000Мбит/с) номинально быстрее, чем FireWire 400, хотя это также влечёт за собой большие непроизводительные затраты. Он намного быстрее беспроводных технологий 802.11n, пропускная способность которых, для сравнения, составляет максимум 300Мбит/с. Причём такая скорость может быть достигнута только в идеальных условиях для беспроводного сигнала.

Другая альтернатива FireWire режиму Target Disk Mode – это использование Migration Assistant с резервным копированием на Time Machine через USB, или прямой импорт через USB всех накопленных системных файлов. Это может потребовать удаления жёсткого диска со старой системы и установки его в специальный USB-переходник. Конечно, это намного менее удобно, чем загружать данные через FireWire в режиме Target Disk Mode.

Чтобы с показать файлы с жёсткого диска нового MacBook, как будто он находится в режиме Target Disk Mode, пользователям придётся вынуть жёсткий диск из MacBook и вставить его в специальный USB-бокс для винчестеров, который в свою очередь поддерживает соединение с диском по mini-SATA. Заметьте, многие дешевые USB-боксы поддерживают только ноутбучные диски с mini-ATA коннекторами, или полноразмерными PATA и SATA коннекторами.

Кроме неудобств, связанных с отсутствием в MacBook’s режима FireWire Target Disk Mode, отсутствие этого порта является проблемой и для пользователей, у которых есть устройства, работающие с FireWire. Этот порт используют музыканты, чтобы подсоединять аудио-оборудование, а также те, кто записывает видео-фильмы, чтобы подключать видеокамеры через FireWire для импорта видео. То, что Apple в своё время объявила поддержку FireWire привело к противоречию со стандартом Intel’s USB 2.0. Реалии рынка были таковы, что крупномасштабные производители PC полностью перешли на поддержку более простого и дешевого USB, взамен поддержки более функционального, умного и быстрого, а следовательно более дорогого стандарта FireWire.

Apple пришлось встроить поддержку USB в iPod, а затем и вовсе убрать поддержку FireWire в iPod и iPhone, чтобы снизить цену и упростить устройства. Удаление порта из MacBook нового поколения заставит пользователей, которым нужен FireWire выбирать между старыми белыми MacBook и 17-дюймовыми MacBook Pro, которые пока не претерпели таких изменений. К тому же, в MacBook отсутствует слот для ExpressCard. Подобно ему в MacBook Air отсутствует и FireWire, так же как и возможность добавить его поддержку. Подающий надежды стандарт FireWire проиграл не только из-за выхода USB 2.0 и его поддержки большинством недорогих продуктов, его также вытеснили SATA и eSATA в более серьёзных приложениях к жёстким дискам. Всё это заставило FireWire занять меньшую нишу.

USB

Как в MacBook, так и в MacBook Pro встроены два порта USB 2.0, из которых только один, согласно документации Apple, “обладает большей мощностью.” В спецификациях USB 2.0 большая мощность означает, что порт подходит для зарядки определённых периферийных устройств, которым нужно больше 100mA энергии. Любое устройство, которое потребляет большую мощность и заряжается через USB (например, iPod, USB жёсткий диск, или USB-сканер, которому не хватает источника питания) нужно подключать в USB-порт большей мощности.

Порт с более низкой мощностью хорошо подходит для клавиатуры, мыши и других пассивных устройств, так же как и для всех устройств, которые заряжаются самостоятельно, как например принтер, или полноразмерный USB жёсткий диск с собственным блоком питания. Внешний USB-хаб будет поддерживать нужную мощность с использованием любого порта USB. Однако, оба встроенных порта USB в общем-то поддерживают как минимум 500mA, чего достаточно для одновременной зарядки iPhone или похожего устройства.

Два порта – это две раздельные высокоскоростные (480Мбит/с) шины USB 2.0. Один из портов разделяет её со встроенной камерой iSight. В документации Apple сказано, что то устройство, которое вставят в USB порт первым, если оно требует свыше 500mA получит 1000mA, для других устройств будут установлены ограничения на 500mA и меньше. Это значит, что пользователям не стоит волноваться. Всем, кто пользуется устройствами, требующими дополнительной мощности, возможно придётся воспользоваться USB-хабом, но для пользователей MacBook Pro это не станет новостью.
Внутренние шины

Как и в MacBook предыдущих моделей, внутри новых ноутбуков используются стандарты USB 1.0 со скоростью передачи данных 12Мбит/с для соединения с клавиатурой, трекпадом, сенсорами Bluetooth и инфракрасным датчиком. Ни одно из этих устройств не требует быстрого соединения, которое предоставляет USB 2.0. Как уже говорилось выше встроенная камера iSight подсоединена к одной из быстрых шин USB 2.0.

Чип беспроводных технологий AirPort соединён с “чипсетом на чипе” NVIDIA через PCIe. Вся остальная периферия, драйверы, аудио, видео и оперативная память также управляются этим набором микросхем. В то время как большинство PC, построенных на платформе Intel, используют два основных чипа для связи с различными компонентами, в новых MacBook используется один. Архитектура MacBook Pro точно такая же, как и у MacBook, но отличается поддержкой дополнительного графического процессора NVIDIA.

Традиционные интеловские PC обычно разделяют функции чипсета на два компонента. “Северный мост” (northbridge) связан с центральным процессором и управляет высоко-производительной системной оперативной памятью и с быстрой шиной PCIe, которая обычно ответственна за видео и слоты расширения. Набор микросхем “южный мост”(southbridge) занимается менее серьёзными функциями, такими как функции ввода-вывода (включая аудио), Ethernet, USB, системное время, управление потреблением энергии и другими, не требующими большой скорости шины. Это разделение помогает сделать северный мост максимально быстрым, при этом позволяя южному мосту работать медленнее, таким образом достигается возможность использования более дешевых компонентов.

Определения южного и северного моста постепенно переместились в новые технологии и к другим производителям. Intel сегодня называют северный мост Хабом контроллера памяти (Memory Controller Hub =MCH), а южный мост – Хабом контроллера входа-выхода (I/O Controller Hub or ICH).

Южный и Северный мосты

Наборы микросхем и платформа

Когда Intel говорят о своих платформах, таких как Centrino Santa Rosa, они подразумевают центральный процессор, чипсет и беспроводной контроллер. В предыдущих моделях MacBook использовалась Santa Rosa комбинация Core 2 Duo процессора от Intel под кодовым названием Merom в паре с чипсетом Intel Mobile 965 Express серии. В этом наборе микросхем северный мост был модели GM965 Crestline MCH с технологией графики Intel GMA X3100, а южный мост – ICH8M.

Однако, изначально платформа Intel Centrino Santa Rosa также включает беспроводной чип Intel WiFi Link 4965AGN Kedron. Apple не использовала в своих ноутбуках WiFi от Intel, заменив его на Broadcom BCM4328. “Santa Rosa MacBook” таким образом был не совсем Santa Rosa или Centrino ноутбуком. Поэтому Apple никогда не называла его Santa Rosa или Centrino Mac.

Многие производители PC предпочитают использовать комплектующие от одного поставщика. Поэтому Intel выгодно поставлять все свои компоненты в комплекте под одним брендом, говоря пользователям, что Centrino – это то, что им нужно. Однако, исторически так сложилось, что Apple всегда выбирала лучшие из доступных решений для своего дизайна. Поэтому они отказались от WiFi модуля от Intel. Спустя год, Apple, получая отчёты о проблемах с графикой в MacBook, пришла к выводу, что использование интегрированной графики Intel – не лучшее решение.

Платформы

Добавьте к этому тот факт, что NVIDIA может предложить замену northbridge/southbridge контроллеру в одном устройстве с гораздо лучшей интегрированной графикой, и станет неудивительно, что Apple отказалась от использования новой Intel платформы Montevina Centrino в своих MacBook. Во все новые ноутбуки (MacBook, MacBook Air и MacBook Pro) встроены центральные процессоры Intel Core 2 Duo Penryn, но встроены они в чипсет NVIDIA GeForce 9400M, а модуль беспроводной связи AirPort WiFi поставляет Broadcom BCM94322USA. Apple, похоже, не собирается прекращать свою практику использования конкурентных компонентов и даже некоторых собственных разработок, предпочитая их брендовым платформам Intel. Это также затрудняет обозревателям прогнозирование возможностей будущих Mac’ов, хотя это конечно же не цель Apple.

Источник: Mactime.ru